О сыре White Cheese From Zhukovka
Как изменился рынок сыра после продуктового эмбарго?

Как изменился рынок сыра после продуктового эмбарго?

Введение продуктового эмбарго на поставку европейских продуктов питания дало стимул отечественным производителям сыра на увеличение производства. Первоначально рост был действительно прорывным (до 18% за год), однако после первого года действия ограничений энтузиазм производителей угас. В чём причина: в дефиците сырья, слабом рубле или отсутствии технологий? Попробуем выяснить…

Российская продукция занимала меньше половины рынка

До введения продэмбарго на западные санкции на продукцию российских компаний приходилось 48% рынка. Остальной спрос, составляющий более 430 тыс. тонн, удовлетворялся за счёт импорта. Наша страна в последние досанкционные годы занимала лидирующие позиции по объёмам ввоза сыра из-за рубежа. Основными поставщиками были европейские страны, Республика Беларусь и Украина.

Введение ограничительных мер против западных стран по итогам 2014 года привело к падению рынка сыра на 9,3%. Доля же зарубежных поставок сократилась почти вдвое. Особенно остро встала проблема дефицита сыров эмментальской группы, большинство из которых никогда не производилось на территории РФ.

Импортозамещение

Уход с рынка многих зарубежных производителей открыл для российских компаний возможность интенсивного наращивания производственных мощностей. В 2015 году собственное производство сыра выросло на 35% по отношению к 2013 году, а доля внутренней продукции на рынке достигла рекордных 73,1%.

Проблемы начались в 2016 году, когда отечественные производители столкнулись с нехваткой сырья. Эксперты давно отмечали в России дефицит молока – страна даже в лучшие годы могла удовлетворить не более 65% спроса. Из-за нехватки сырья производители сыра вынуждены были поумерить аппетиты, снизив рост отрасли до 6-7% в год.

Конкуренция уменьшилась, но не исчезла

Если в первые санкционные годы российские сыроделы практически не ощущали конкуренции, то теперь ситуация несколько изменилась. В первой половине 2016 года импорт сыров увеличился на 15,7% по сравнению с предыдущим годом.

Основной причиной этого явления стала активная работа белорусских производителей по освоению российского рынка. Сегодня на их долю приходится более 80% импорта. Ещё 5% поставляет Казахстан. Оставшиеся 15% поделили между собой компании с Украины, Аргентины, Сербии и Уругвая. При этом Белоруссия нарастила импорт лишь на 26%, тогда как Уругвай – на 46%, а Сербия – на 35%.

Низкая конкуренция между сыроделами в 2015 году привела к стремительному росту цен на продукцию, который на 5% превысил общую инфляцию. В 2016 году цены хоть и продолжили увеличиваться, но в пределах общих инфляционных процессов.

Рост рынка неизбежен

Если экономика РФ продолжит восстанавливаться рынок будет расти на 5-7% в год. Появление новых иностранных партнёров неизбежно, а собственные производители не собираются отказываться от планов по наращиванию мощностей.

При этом негативные тенденции в обозримом будущем сохранятся. Молочная отрасль переживает глубокую стагнацию: инвестиции в индустрию находятся на низком уровне, несмотря на приемлемую стоимость кредитов. Не растёт и поголовье молочного скота. Поэтому многим российским сыроделам для увеличения объёмов выпускаемой продукции придётся находить иностранных поставщиков сырья.

Подавляющую долю рынка будут формировать отечественные производители и их белорусские коллеги. Среди российских предприятий ведущие позиции останутся за крупными компаниями, тогда как массовому появлению новых компаний будет мешать сырьевой дефицит.