Как изменился рынок сыра после продуктового эмбарго?

Введение продуктового эмбарго на поставку европейских продуктов питания дало стимул отечественным производителям сыра на увеличение производства. Первоначально рост был действительно прорывным (до 18% за год), однако после первого года действия ограничений энтузиазм производителей угас. В чём причина: в дефиците сырья, слабом рубле или отсутствии технологий? Попробуем выяснить…

Российская продукция занимала меньше половины рынка

До введения продэмбарго на западные санкции на продукцию российских компаний приходилось 48% рынка. Остальной спрос, составляющий более 430 тыс. тонн, удовлетворялся за счёт импорта. Наша страна в последние досанкционные годы занимала лидирующие позиции по объёмам ввоза сыра из-за рубежа. Основными поставщиками были европейские страны, Республика Беларусь и Украина.

Введение ограничительных мер против западных стран по итогам 2014 года привело к падению рынка сыра на 9,3%. Доля же зарубежных поставок сократилась почти вдвое. Особенно остро встала проблема дефицита сыров эмментальской группы, большинство из которых никогда не производилось на территории РФ.

Импортозамещение

Уход с рынка многих зарубежных производителей открыл для российских компаний возможность интенсивного наращивания производственных мощностей. В 2015 году собственное производство сыра выросло на 35% по отношению к 2013 году, а доля внутренней продукции на рынке достигла рекордных 73,1%.

Проблемы начались в 2016 году, когда отечественные производители столкнулись с нехваткой сырья. Эксперты давно отмечали в России дефицит молока – страна даже в лучшие годы могла удовлетворить не более 65% спроса. Из-за нехватки сырья производители сыра вынуждены были поумерить аппетиты, снизив рост отрасли до 6-7% в год.

Конкуренция уменьшилась, но не исчезла

Если в первые санкционные годы российские сыроделы практически не ощущали конкуренции, то теперь ситуация несколько изменилась. В первой половине 2016 года импорт сыров увеличился на 15,7% по сравнению с предыдущим годом.

Основной причиной этого явления стала активная работа белорусских производителей по освоению российского рынка. Сегодня на их долю приходится более 80% импорта. Ещё 5% поставляет Казахстан. Оставшиеся 15% поделили между собой компании с Украины, Аргентины, Сербии и Уругвая. При этом Белоруссия нарастила импорт лишь на 26%, тогда как Уругвай – на 46%, а Сербия – на 35%.

Низкая конкуренция между сыроделами в 2015 году привела к стремительному росту цен на продукцию, который на 5% превысил общую инфляцию. В 2016 году цены хоть и продолжили увеличиваться, но в пределах общих инфляционных процессов.

Рост рынка неизбежен

Если экономика РФ продолжит восстанавливаться рынок будет расти на 5-7% в год. Появление новых иностранных партнёров неизбежно, а собственные производители не собираются отказываться от планов по наращиванию мощностей.

При этом негативные тенденции в обозримом будущем сохранятся. Молочная отрасль переживает глубокую стагнацию: инвестиции в индустрию находятся на низком уровне, несмотря на приемлемую стоимость кредитов. Не растёт и поголовье молочного скота. Поэтому многим российским сыроделам для увеличения объёмов выпускаемой продукции придётся находить иностранных поставщиков сырья.

Подавляющую долю рынка будут формировать отечественные производители и их белорусские коллеги. Среди российских предприятий ведущие позиции останутся за крупными компаниями, тогда как массовому появлению новых компаний будет мешать сырьевой дефицит.

Как изменился рынок сыра после продуктового эмбарго?
Все Статьи о сыре